Семейно-брачные отношения курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 3
1.1. Семья как психологический феномен. 3
2.2. Психология семейных отношений. 5
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ 12
2.1. Экономико – психологическая картина современной семьи 12
2.2. Социально – психологическая картина семьи. 13
2.2.1. Период становления брачных отношений. 13
2.2.2. Период развития брачных отношений. 17
2.3. Дети в семье как фактор и социальной, и экономической психологии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Целью данной курсовой работы является анализ семейных отношений как объекта социальной и экономической психологии.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности семейных отношений как объекта социальной и экономической психологии.
3. Проанализировать социально – экономические аспекты семьи.
Предмет исследования: анализ семейных отношений как объекта социальной и экономической психологии.
Объект исследования: особенности семейных отношений как объекта социальной и экономической психологии.
Актуальность данной проблематики обусловлена высокой значимостью семьи как малой социальной группы в современном социуме, которая на настоящий момент в своём существовании и функционировании имеет значительное количество негативных тенденций, причём различной этимологии.
Именно в связи с мультидиапазонностью негативных тенденций в семье столь большую актуальность приобретает интегративный подход к её проблемам, как подход, позволяющий отойти от стереотипности рассмотрения данной проблематики в рамках какого-либо одного научно-исследовательского направления и, напротив, диктующий необходимость анализа семейной проблематики в междисциплинарном взаимодействии. В данной работе нами будет проведено интегративное исследование проблематики семьи в рамках важнейших направлений системы психологических знаний.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Одно из ведущих мест в широкой программе экономического, социального и духовного развития российского общества, в условиях формирования правового государства и стабилизации отношений всех уровней, занимает социально- психологическое исследование семейных отношений. Задача эта важная и сложная, требующая пристального внимания общественности и науки, поскольку психология человека изменяется куда медленнее, чем материальная основа его жизни, и интегративный подход в данном случае как никогда более приемлем. Именно в семье закладывается фундамент нового человека, проходят начальные стадии социализации ребенка, формируются азы нравственных отношений, а межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией общественных отношений. Не случайно многие отечественные (А.Г.Харчев, С.И.Голод, В.И.Сикорова, А.П.Ощепкова, А.И.Антонов и др.), а также зарубежные (Берждес, Киркпатрик, Имелинский, Обуховский и др.)[1] социальные психологи в своих работах все больше внимания уделяют возросшему значению межличностных отношений в семье и браке. Однако наиболее эффективным изучение межличностных отношений в браке, семье и в других сферах жизнедеятельности может быть только с учетом психологических особенностей пола.
Половая дифференциация представляет одну из актуальных проблем в изучении социально-психологических процессов и явлений различных прикладных областей социальной психологии. Между тем социально-психологические различия между мужчинами и женщинами, на наш взгляд, еще недостаточно представлены в отечественных исследованиях семьи и брака, а отсутствие у брачных партнеров знаний о социально-психологических особенностях полов зачастую служит одной из причин неблагополучия супружеских отношений и распада семей.
На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют Огберн, Берджесс и Локк, Уинч, Элмер, Гуд, В.Б.Голофаст, А.М.Кириллова, П.И.Федосеев, А.Г.Харчев[2]. Несмотря на расхождения между отечественными и зарубежными исследователями и те, и другие отмечают возрастание роли социально-психологических факторов в институтах семьи и брака. Однако фундаментальные исследования этих факторов только начинаются и, если отдельные авторы (Харчев А.Г. и др.) утверждают, что социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологической науки, то о социально-психологическом направлении этого сказать нельзя. Некоторые социально-психологические аспекты семьи и брака отражены в ряде работ отечественных философов, социологов, педагогов, медиков, юристов (Н.Андреенкова, Л.В.Благонадеждина, А.Блунфельд, Ю.Н.Волкова, С.Я.Воль-фсона, В.Б.Голофаста, Р.И.Капралова, И.С.Кона, И.С.Славина, А.Г.Харчева, В.В.Юстицкого и др.)[3]. Но в этих работах рассматриваются лишь отдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между тем семья, как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных отношений. Тем более, что в теоретических разработках по социальной психологии, психология семьи выделена как одна из самостоятельных прикладных областей.
Имеются и некоторые социально-психологические исследования, посвященные изучению ряда аспектов семейно-брачных отношений (Бойко В.В.; Голод С.И. и др.). Однако это были лишь первые шаги отечественной социальной психологии семьи и брака и, естественно, многие проблемы еще не нашли должного освещения.

2.2. Психология семейных отношений


Учитывая стадийный характер развития семьи, можно считать, что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности в зависимости от той или иной стадии развития семьи. Определение этих особенностей является необходимым для разработки дальнейших программ изучения семейно-брачных отношений и проведения профилактической работы по психологической подготовке молодежи к семейной жизни, что было поставлено задачей исследования И.А. Яковлева. По рабочему определению данного исследования, молодой семьей считалась такая семья, супружеский стаж партнеров которой не превышал трех лет, а возраст супругов 25 лет. Учитывалось, что в своем развитии молодая семья может проходить несколько этапов. Кроме основной цели исследования еще была поставлена задача осветить некоторые вопросы выбора брачного партнера, в частности влияние родительской семьи на этот процесс.[4]
Исходя из существующего понимания структуры каждого из уровней совместимости, для их изучения автор исследования использовал следующие методики:
а) психологический уровень совместимости (для изучения характерологической направленности межличностного поведения индивидов использовалась методика, предложенная Т.Лири и модифицированная Ю.А.Решетняковым). Каждый из обследуемых оценивал трех лиц: самого себя, своего партнера и свой идеал партнера)\;
б) социально-психологический уровень совместимости (исследовался с применением методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанной А.Н.Волковой, позволяющей выяснить установки людей в области распределения семейных функций и на основе этого определить значимость различных семейных ценностей);
в) социокультурный уровень совместимости (изучался при помощи методики «Ценностные ориентации», разработанной Рокичем и адаптированной А.Гоштаутасом, А.Семеновым и В.Ядовым, ориентированной на получение иерархии жизненных целей и иерархии средств их достижения).
Результаты проведенного исследования позволили автору сделать следующие выводы:
1. При изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, т.к. каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи.
2. Молодая семья характеризуется сложным процессом адаптации друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости (от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера).
3. Различные этапы развития молодой семьи характеризуются разными ведущими компонентами взаимодействия (в период выбора брачного партнера - аффективный, в период молодоженства - когнитивный и поведенческий).
4. Знание особенностей совместимости на разных ее уровнях в супружеской паре позволяет успешно прогнозировать дальнейшее развитие отношений.
С задачей укрепления и совершенствования брачно-семейных отношений сталкиваются многие практикующие специалисты: медики, юристы, психологи, педагоги. Чаще всего они вынуждены оказывать оперативную помощь семьям в состоянии кризиса, конфликта, распада. Однако эффективность их помощи, - как утверждают авторы исследования «Диагностика супружеских затруднений», - невысока из-за отсутствия какой-либо научно обоснованной схемы диагностики причин нарушения отношений между супругами»[5]. Авторы предлагают разработанную ими такую схему, которая ориентирована на практикующих специалистов и поможет выбрать верную стратегию помощи как семье в целом, так и супругам, в частности. Приведенная схема разработана на основе обобщения собственных научных исследований, разработок других авторов и опыта практической работы на базе Санкт-Петербургской консультации по вопросам семейной жизни. В данной работе авторы сосредоточили свое внимание на проблемах супружества.
В супружестве авторы выделяют и рассматривают 4 достаточно независимых уровня отношений: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социокультурный.
Психофизиологический контакт выходит за рамки непосредственного сексуального контакта, проявляясь в виде различных эротических игр: флирта, поцелуев, объятий, прикосновений за пределами и без цели сексуального контакта. Поэтому для психофизиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, оформление внешности. Вследствие этого причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности, внешность партнера. Соответственно психофизиологическая дисгармония выражается в двух видах нарушений: сексуальной жизни (физиологический аспект) и эротических контактов (психологический аспект). Если в первом случае пара нуждается в помощи квалифицированного сексолога, то во втором - нередко достаточно помощи психолога. Причем достаточный эффект достигается в простой беседе, где супруги согласовывают формы и способы эротического поведения, принимают пожелания партнера по эстетическому оформлению внешности.
Целью данной курсовой работы выступал анализ семейных отношений как объекта социальной и экономической психологии.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности семейных отношений как объекта социальной и экономической психологии.
3. Проанализировать социально – экономические аспекты семьи.
И в заключение необходимо отметить, что в связи с мультидиапазонностью современных негативных тенденций в семье большую актуальность приобретает интегративный подход к её проблемам, как подход, позволяющий отойти от стереотипности рассмотрения данной проблематики в рамках какого-либо одного научно-исследовательского направления и, напротив, диктующий необходимость анализа семейной проблематики в междисциплинарном взаимодействии. В данной дипломной работе нами было проведено интегративное исследование проблематики семьи в рамках важнейших направлений системы психологических знаний.
Необходимо отметить, что в понятие «семья» исторически входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида. Одним из важнейших направлений в рамках интегративного подхода к изучению проблематики семьи является психолого-педагогическое направление, рассматривающее весь спектр взаимоотношений в семье между детьми и родителями. Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств
- психогенетической наследственностью ребенка;
- особенностями рождения ребенка (роды в норме, с осложнениями, с патологией);
- психологической и педагогической культурой родителей;
- собственной психологической конституцией родителей,
- особенностями психологической социализации родителей.
Одно из ведущих мест в широкой программе экономического, социального и духовного развития российского общества, в условиях формирования правового государства и стабилизации отношений всех уровней, занимает социально- психологическое исследование семейных отношений. Задача эта важная и сложная, требующая пристального внимания общественности и науки, поскольку психология человека изменяется куда медленнее, чем материальная основа его жизни.
По семье
[1]Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.
[2]Харчев А. Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. — М., 1999.
[3] Социальная работа: Рос. энцикл. сл. — М., 1997
[4] Яковлев И.А. Мир психологии. М.,2001
[5] Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 2002. - Т.3, N2. - С.

Источник: http://www.referater.ru/works/70/4287.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Семейно-брачные отношения. Психология и педагогика, курсовая - Конкурс я все могу на радио энерджи



Семейно-брачные отношения курсовая работа Семейно-брачные отношения курсовая работа Семейно-брачные отношения курсовая работа Семейно-брачные отношения курсовая работа Семейно-брачные отношения курсовая работа Семейно-брачные отношения курсовая работа Семейно-брачные отношения курсовая работа

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ